::a:: Психоаналитик.Ру: Краткое описание случая лечения депрессии (пример из практики)

:: Хроническое переживание беспомощности вызывает отчаяние. Хроническое состояние отчаяния, превратившееся в тупую изматывающую душевную боль, которая не проходит, — называют депрессией.



  :: Глоссарий
 
: Абсанс
: Альтруистическая капитуляция
: Амбивалентность
: Анаклитический
: Антипсихиатрия
: Архетип
: Аутизм
: Базальная тревога
: Бисексуальность
: Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт
: Воспитание
: Вытеснение
: Генетические и врожденные болезни
: Госпитализм
: Детская депрессия
: Дикий психоанализ
: Ид (Оно, Id)
: Идеаторный
: Идентификация
: Идентификация полоролевая (гендерная)
: Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
: Идентичность
: Изоляция аффекта
: Инкапсуляция аффекта
: Инстинкт смерти
: Интерпретации
: Интроверсия
: Инфантильная генитальность
: Инфантильная сексуальность
: Истерия конверсионная
: Истерия страха (фобия)
: Кастрационный комплекс
: Кастрационный комплекс у девочек
: Кастрационный комплекс у женщин
: Кастрационный комплекс у мальчиков
: Кастрация символическая
: Катексис
: Комплекс
: Компромиссное образование
: Константность объекта
: Контрперенос (контртрансфер)
: Конфронтация
: Латентный период
: Либидо
: Мазохизм
: Монада
: Морфин (морфий)
: Нарциссизм первичный
: Нарциссическая депрессия
: Нарциссическое и объектное либидо
: Нарциссическое нарушение личности
: Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
: Невроз переноса
: Невроза причина
: Невротический конфликт
: Невротические страхи
: Обесценивание
: Обольщение агрессора
: Обрезание
: Обсессивный характер
: Опий
: Оральная стадия
: Отрицание
: Отыгрывания в психоанализе
: Пансексуализм в психоанализе
: Первичная сцена
: Перенос (трансфер)
: Пирамида (иерархия) Маслоу
: Прафантазии
: Превращение в противоположное
: Превращение пассивности в активность и наоборот
: Прегенитальный
: Примат фаллоса
: Принцип удовольствия
: Проекция
: Проективная идентификация
: Психологическая защита
: Психотерапия
: Расщепление
: Реактивное образование
: Регрессия злокачественная
: Регрессия либидо
: Регрессия поведенческая
: Регрессия повседневная
: Регрессия психотерапевтическая
: Свободные ассоциации
: Сеттинг
: Смещение аффекта
: Случай меленького Ганса
: Соматизация аффекта
: Сомнамбулизм
: Сопротивление психоанализу
: Стадии психосексуального развития
: Страх наказания
: Стыд
: Сублимация
: Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я)
: Супер-Эго архаичное
: Супер-Эго жесткое
: Супер-Эго зрелое
: Супер-Эго интегрированное
: Супер-Эго нормальное
: Супер-Эго раннее
: Супер-Эго садистичное
: Супер-Эго строгое
: Супер-Эго у девочек
: Супер-Эго у мальчиков
: Тестикулярная тревога
: Травмы развития (детские травмы)
: Тревога
: Триангуляция
: Фаллическая стадия
: Фантазия
: Фиксация анальная
: Фиксация либидо
: Фиксация оральная
: Фиксация травматическая
: Фиксация фаллическая
: Фрейдо-марксизм
: Фрустрация
: Чувство вины
: Эго (Ego, Я)
: Эго-идеал
: Эдипов комплекс
: Эдипов комплекс классический
: Эдипов комплекс негативный
: Эдипов комплекс ранний
: Эдипов комплекс сильный
: Эдипов комплекс у девочек
: Эдипов комплекс у мальчиков
: Эксгибиционизм
: Эмансипация
: Эмпатия
: Энантиодромия
: Эндорфины (гормоны счастья)
: Эффект Зейгарник

 

 
 
Каталог сайта:
статьи по детской психологии
 
 
Ссылки
 
 
::   
 

Краткое описание случая лечения депрессии у Лисы с помощью психоанализа
(о некоторых отличиях между классическим и современным психоанализом в области работы с сопротивлением психоанализу)

                                             

Часть 1
Сопротивление классическому психоанализу

Вы уже прочитали О психоанализе: как проводится психоанализ и как это помогает, и у Вас возник вопрос:
Но разве понимание себя может помочь избавиться от комплексов, невроза, депрессии, общей неудовлетворенности жизнью? Об этом спрашивают меня мои пациенты на первых встречах.

Я отвечу: Может!
Но понимание себя – это только одна из составляющих психоаналитического процесса.

В нашей стране сегодня издается множество книг по психологии и психоанализу. Люди, чувствующие потребность разобраться в себе, покупают эти книги, читают их и отмечают, что стали лучше понимать причины своих психологических проблем, но при этом также отмечают, что это никак не изменило ни их самих, ни их восприятие жизни, ни их отношение к жизни.
Другие идут дальше, посещают психологические семинары и даже получают высшее психологическое образование, по окончании которого они приходят к выводу, что стали больше знать о себе и людях их окружающих, но это никак не помогает им справиться с собственными проблемами.

Если бы все это сказали психоаналитику, придерживающемуся классической техники психоанализа, он бы развел руками и сказал, что вся причина в сопротивлении. Чтобы увидеть свое лицо – необходимо зеркало. Именно так охарактеризовал Фрейд работу психоаналитика: психоаналитик выполняет функцию хорошо отполированного зеркала.

Сопротивление психоанализу – одно из центральных понятий в психоанализе. Сопротивление образует, так называемые, белые или слепые пятна, т.е. это то, что человек сам не видит в себе, и для этого ему и нужен другой человек (например, психоаналитик), чтобы ЭТО "отзеркалить".

Почему образуются такие слепые пятна?

Потому что ЭТО неприемлемо для осознания, потому что:
- противоречит сознательным установкам и/или социальным нормам,
- болезненно (психически или физически) или кажется болезненным,
- слишком возбуждающе (в том числе сексуально),
- желанно, но недоступно (или кажется недоступным),
- опасно или кажется опасным и т.д.,
но имеет очень большое значение для душевной жизни, но это значение не осознается, отрицается, отвергается, обесценивается, нивелируется, аннулируется, аннигилируется и т.д.

Осознать ЭТО мешают психологические защиты.

В психоанализе в свое время даже существовало целое направление, которое именовалось психоанализом защит.

Возьмем, для примера, басню Крылова Лиса и виноград. Захотела Лиса поесть виноград, но достать не смогла, потому что висел высоко – поэтому, для того чтобы облегчить свои переживания (фрустрацию), Лиса решила, что он ей не нужен, потому что зелен. Успокоилась и пошла себе. А осадок остался...
Сознательно Лиса виноград уже не хочет, потому что она "убедила" себя, что он не достоин ее внимания – потому что зелен. А бессознательно она "знает", что это не так.

Был сознательный конфликт: хочу виноград – достать не могу. Фрустрация (невозможность достичь удовлетворения желания) могла вызвать гнев, а затем горе (достать ведь невозможно). Но Лиса "не решилась" столкнуться со своими сильными чувствами и применила (бессознательно) психологическую защиту (от чувств) – обесценивание (обесценила привлекательную спелость ягод винограда).

Сознательный конфликт расщепился на три части.

Первая часть: "спасительная" идея о том, что виноград неспел – остается в сознании, таким образом в сознании больше ничего не угрожает самооценке Лисы, что она не смогла достать виноград.

Вторая часть: тот факт, что виноград был спел – отрицается и забывается (вытесняется).

Третья часть: Переживание собственной беспомощности также отщепляется от идеаторного содержания (что виноград был спел, но она не смогла его достать) и становится свободным (не связанным с причиной, его вызвавшей).

Отличие аффектов (переживаний), от идеаторных содержаний (мыслей), заключается в том, что аффект можно только пережить или на время подавить (хотя, с аффектом кое-что еще можно сделать).
Подавление аффекта дает только временное облегчение – он как шило в мешке.
С мысленными представлениями возможны большие вольности: их можно просто забыть (вытеснить); заменить на противоположные, а неуместные вытеснить (что и сделала Лиса); исказить или совершать другие сложные комбинации выше перечисленного в разном соотношении и вариантах, что мы все и делаем ежедневно.

Но аффект (переживание), можно только на время подавить. Если аффект в результате расщепления становится оторванным от содержания – он становится свободным. В случае Лисы такое отщепление переживания собственной беспомощности, оторванное от содержания (происшествия, его вызвавшего) привело к свободному (ни с чем не связанному, но постоянно присутствующему) чувству беспомощности. Теперь это чувство беспомощности уже нельзя пережить, потому что оно беспредметно. Хроническое переживание беспомощности вызывает отчаяние. Хроническое состояние отчаяния, превратившееся в тупую изматывающую душевную боль, которая не проходит, – называют депрессией.

Лиса в депрессии, у нее нет сил на жизнь, ничего ее не радует, она не таскает цыплят из курятника, апатична, и не знает почему...

Задачей психоаналитика, придерживающегося классической техники психоанализа, является донести до сознания Лисы, что виноград был спелым, а она просто не смогла его достать. Это вызовет у Лисы гнев (на психоаналитика и на себя), а потом горе.
Это то, что Фрейд считал задачей психоанализа. А целью психоанализа – сделать из невротика несчастного человека.
Горе можно перегоревать, а депрессию – нельзя.

Так работает классический психоанализ.

ЭТО и вызывает сопротивление психоанализу.

Но, все же, остается вопрос: Почему же пациент сопротивляется психоанализу, когда психоаналитик хочет ему помочь?

Конечно, это связано с защитами от чувств, именно которые и вызывают невроз и депрессию, из-за бессознательного конфликта сознательных установок и подавленных желаний.
В процессе психоанализа пациент сталкивается с подавленными чувствами, которые ему и предстоит пережить в процессе психоанализа. Это вызывает душевную боль, чтобы избежать которую он и применил (бессознательно) в прошлом эти психологические защиты. А в психоанализе он сталкивается вновь с этими душевными переживаниями, которые не смог пережить прежде.

Зигмунд Фрейд сравнивал психоанализ с хирургической операцией, в которой психоаналитик делает точный надрез.

Конечно, пациенту, намеревающемуся, как выражался Фрейд, подвергнуть себя психоанализу, требуется определенная решимость и способность терпеть боль...

Но может быть так, что пациент проявляет сопротивление психоанализу потому, что психоаналитик доставляет ему напрасную боль...

 

читайте далее Современный психоанализ  – психоанализ сопереживания >>>
 

если Вас интересует тема депрессии, читайте также:
 
Депрессия: причины возникновения с точки зрения психоанализа
 
Лечение депрессии с помощью психоанализа
 
"Беспричинная" депрессия
 
 
читайте также:
 
Сопротивление психоанализу
 
Психологическая защита
 
Как проводится психоанализ и как это помогает
 
Кто такой психоаналитик? Осторожно: "дикие" психоаналитики!
 


 





примечания

Кроме как прожить и подавить, аффект еще можно, например, сместить или опустить на соматический уровень (соматизировать аффекта).

Смещение аффекта

Классический пример смещения аффекта изобразил карикатурист Херлуф Бидструп: генеральный директор отчитал директора, директор отчитал своего заместителя, заместитель – секретаршу, и так далее все отыграли свое испорченное настроение на другом, на ком смогли (сместили аффект).
К сожалению (или к счастью) такое отыгрывание аффекта не всегда возвращается назад бумерангом, как изображено на картинке.
Думаю, пояснения понятия смещения аффекта излишни – Вы можете открыть картинку в полный размер.

Мы часто срываемся на своих близких. Например, мама отругала старшую дочку, а та дала потом затрещину своей младшей сестре, и она стала плакать.
В непатологическом варианте это могло бы выглядеть так: мама отругала старшую дочь, та стала плакать, а младшая сестра пришла ее жалеть – тогда аффект будет пережит без отыгрывания.

Стоит добавить, что для смещения аффекта не обязательно срывать зло на своем ближнем – избавиться от аффекта можно и более социально приемлемым способом: может помочь бокс (в спортивном зале), компьютерные игры-стрелялки, просмотр боевиков, агрессивная музыка и т.д.

Когда говорят о смещении аффекта, не обязательно иметь в виду злость, так, например, внезапно появившееся сильное сексуальное желание в адрес посторонней женщины, может быть реализовано в половом акте с женой – очень даже социально приемлемый способ.

Соматизация аффекта

Соматизация аффекта – это тоже форма смещения аффекта, но не на других людей или на предметы, а на органы своего собственного тела. В результате такого смещения человек не чувствует само чувство, а чувствует только боль в теле – психическое смещается на соматическое.

Психосоматические заболевания первоначально носят только функциональный характер (например, функциональные нарушения ЖКТ), но, в конце концов, могут принести телу физический вред (например, язву желудка).

Особое положение занимает конверсионная истерия, при которой симптомы выглядят как неврологические, но их проявление нетипично, из-за чего истериков раньше обвиняли в симуляции.

В конце концов, все виды психологических защит – это манипуляции аффектом, связанные с его изолированием. Подробнее об этом читайте статьи Изоляция аффекта и Вытеснение.

назад